К ИСТОРИИ ЛЕНИНГРАДСКОГО НАРОДНОГО УНИВЕРСИТЕТА НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА

В. В. Митрофанов

Волюспав Владимирович Митрофанов

Родился в 1928 году, инженер-механик, ныне пенсионер. Самостоятельно освоил ТРИЗ по рукописным материалам Г. С. Альтшуллера. Основатель и бессменный руководитель Выборгского народного университета научно-технического творчества. Подавляющее большинство ленинградских тризовцев — ученики В. В. Митрофанова. Использует инструментарий ТРИЗ для решения производственных задач в области технологии полупроводниковых приборов, решения научных проблем.

Бессменный член Совета Ассоциации ТРИЗ.

В 70-е годы ко мне случайно попал номер «Комсомольской правды» со статьей писателя-фантаста Дм. Биленкина о том, что некий Альтшуллер в Баку обучает всех желающих «на эдисонов».

Вообще-то говоря, в тот момент ни о каких изобретательских приемах я не думал, мне были нужны рекомендации по быстрому нахождению причин и следствий брака в технологическом процессе изготовления полупроводниковых приборов. Показалось, что некоторые способы Альтшуллера могли пригодиться для работы. Я выписал книгу «Алгоритм изобретения», тщательно ее проработал, прорешал учебные задачи и заодно решил несколько своих практических задач, в частности задачу о защите кварцевой трубки. В этой задаче было получено парадоксальное решение — получалось, что стенки трубки из кварца могут сами защищать трубу от проникновения через нее быстродиффундирующих примесей, не искажая температурный профиль трубы; доказать правильность решения самому себе и начальству удалось только с помощью формулировок ИКР.

У меня появились два дела: осваивать ТРИЗ самому и попытаться обучать окружающих — ведь, казалось бы, каждый инженер стремится повысить свой творческий потенциал. Но не тут-то было! Начиная от моих сотрудников и кончая начальством, практически никто не захотел обучаться. Более того, — публикации ТРИЗ в заводской газете, попытки обучения молодых специалистов и студентов на предприятии не вызвали у них ажиотажа. Первое время я полагал, что это моя вина. Однако в дальнейшем я понял, что дело не столько во мне, сколько в отношении слушателей к проблеме обучения. Они пытались подойти к противоречию (учиться ТРИЗ и тратить на это силы и время — не тратить времени и душевных сил, потому что — лень...) через компромисс — походим, послушаем, может, что-то и пригодится.

В 1973 году с помощью Выборгского райкома комсомола удалось организовать группу слушателей в Выборгском дворце культуры, которая и стала началом создания университета. В этой группе обучался Владимир Михайлович Петров, из которого в последующем вырос высококвалифицированный преподаватель и исследователь ТРИЗ, организатор второго университета ТТ.

На занятиях один раз присутствовал корреспондент газеты «Смена», который опубликовал статью с броским названием «Открытый урок АРИЗ». Этот номер каким-то неведомым путем попал в Баку к Г. С. Альтшуллеру, и он немедленно откликнулся. Я получил вначале письмо, а затем громадную посылку с лекциями по АРИЗ, справками и т.д. Теперь стало намного легче, но ДК закрыли на ремонт, и мне пришлось целый год проводить занятия на одном из машиностроительных заводов города.

Через год работники ДК, совместно с ВОИР, договорились с Домом научно-технической пропаганды и набрали новую группу, в которой появились Борис Львович Злотин, Вадим Фроимович Канер и Семен Соломонович Литвин.

Мы переместились в помещение НТО Машпром. К этому времени число слушателей достигло 50 человек. Объем читаемого материала разросся до таких величин, что мы решили организовать двухлетнее обучение по 48-часовой программе, впервые в стране ввели курс ФСА.

Читались следующие курсы: общий курс ТРИЗ и решение научных задач (В. В. Митрофанов), патентоведение (Р. К. Энглин), развитие творческого воображения (С. С. Литвин), ФСА (Б. Л. Злотин и В. М. Герасимов), подготовка преподавателей и исследователей ТРИЗ (С. С. Литвин и В. Б. Крячко), подготовка решателей задач (В. М. Петров и Э. С. Злотина).

Занятие для каждого курса проводились по 3 часа два раза в неделю. В конце обучения обычно проводились экскурсии в Эрмитаж и в Артиллерийский музей.

С начала 2-го курса каждый слушатель выбирал тему дипломной работы, которая состояла из двух частей: решение технической задачи на уровне изобретения и небольшое исследование в области ТРИЗ.

Методический совет, в который кроме преподавателей входили некоторые выпускники университета (В. Ф. Канер, Д. С. Смирнов, В. И. Волков, А. М. Пиняев, А. Н. Захаров, А. Л. Любомирский, В. Е. Дубров, Э. Ф. Саранчу, Г. Г. Братцева, В. И. Саурин и др.), организовал школу для исследователей ТРИЗ и 3-й курс (творческую лабораторию). В течение учебного года желающие могли выступить и рассказать о своих исследованиях и получить свою порцию благожелательной критики. Один раз в год для выпускников прошлых лет проводились занятия по новым разработкам ТРИЗ.

Все слушатели ежедневно знакомились с журнальной периодикой: ИР, ХиЖ, Знание-Сила, ТиН и т.д. Каждый слушатель вел свою картотеку. На занятия приглашали известных изобретателей и ученых.

Громадную работу по набору слушателей и по организации обучения проводили работники ВДК Н. А. Батурова, Г. Б. Хотянова, Т. А. Емельянцева, Л. В. Свистунова.

Возрастной и профессиональный состав слушателей был самый разный: от старшеклассников до пенсионеров, рабочие, студенты, инженеры, начальники бюро, конструкторы... Блестяще окончили университет рабочий-токарь Е. Г. Веселое, начальник бюро Р. К. Энглин, менеджер В. Ф. Канер, преподаватель О. М. Герасимов, врач Г. А. Коган, капитан 1-го ранга Ю. И. Федосов.

На занятиях мы стремились убедить слушателей в действенности ТРИЗ, пытались заставить их поверить в свои творческие силы, снять боязнь перед трудными задачами, развить творческое воображение, учили, как оформить заявку на предполагаемое изобретение.

Каждый выпуск слушателей отличался от предыдущего. Было ощущение, что преподаватели набирают опыт, а слушатели лучше воспринимают основы ТРИЗ и ФСА.

Большинство преподавателей стали крупными исследователями в области ТРИЗ, о чем читатели «Журнала ТРИЗ» знают по их публикациям. Общее для всех качество — дисциплинированность: не было ни одного отказа от проведения занятий, несмотря на то что занятия не оплачивались. Их отличали громадная трудоспособность и желание передать свои знания слушателям, непрерывное совершенствование педагогического мастерства и изобретательского творчества.

Б. Л. Злотин — в нем что-то есть от его фамилии: золотой сотрудник — все может, знает, умеет.

С. С. Литвин — мастер художественного слова и анекдота, знаток РТВ, законов развития техники и всех изданий фантастики.

В. М. Герасимов — изобретатель от Бога, родителей, окружающей среды и ТРИЗ.

В. Б. Крячко — закладывает АРИЗ непосредственно в «генный аппарат» слушателей. Единственная у нас женщина, не боящаяся технических задач. Почти все выпускники прошли ее курс решения задач.

А. Л. Любомирский — гейзер новых идей в любой области техники.

A.М. Пиняев — единственный наш радист, жесткий теоретик.

B.М. Петров — много чего придумал, но не сумел вовремя опубликовать.

В конце каждого учебного года, в середине мая, мы обычно проводим трехдневный семинар — встреча с редакцией одного из популярных журналов, отчет о прошедшем годе, с которым выступают молодые преподаватели, что является для них большой честью, которую надо заслужить.

В последний день проходила защита дипломных работ с награждением слушателей, занявших первые три места, медалями. Успешно защитившие работы получали диплом об окончании университета и ценный подарок — обычно это были книги по изобретательству и науке.

На семинар и защиту приглашались тризовцы из разных городов и школ страны, которые принимали непосредственное участие в работе семинара и защите дипломов.

Очевидно, что в перестроечные годы положение университета изменилось, но тем не менее мы продолжаем удерживаться на плаву. Мы продолжаем бесплатное обучение и надеемся, что наши выпускники послужат развитию техники в России. Заканчивая наброски о рождении, становлении и функционировании ВНУНТТ, хочу подчеркнуть, что поставленные цели — обучение желающих научно-техническому творчеству, решению технических и научных задач в тех областях, где работают слушатели, получение авторских свидетельств и патентов — выполнены.